Rambler's Top100
На главную страницу О сайте    Музыка    Поэзия:    

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Избранные стихотворения

Благослови душа моя Господа
и не забывай всех благодеяний Его.
Псалом 102, ст. 2

Радостно пойте Богу... 
Возьмите псалом, дайте тимпан, 
сладкозвучные гусли
Псаслом 80, ст. 2 - 3

Вступление

Пою о веге, о весенней звезде...
Единому
Слово Божье
Как поле утренней росою...
Как Ты решаешь, так и надо...
Рождество
Ни
Мы знаем, что жизни конца не бывает...
Заря воскресенья
Аналогия
Как дерево в саду,  Ты подстригал меня...
Благодарение
Вчера и днесь
Жажда веры
Евхаристия
Риза Господня
Вера
Победа

Пречистой

Благовещенье
О, Пречистая, Матерь Божия...
Образ
Нечаянная радость
Образ Страстной Богоматери
Вижу розы Богородицы...
Чистая дева Мария...

В храме

Как бы буря не шумела...
В общей сумятице, в бурной тревоге...
Промчались сани, билась полость...
У Плащаницы
Вербная всенощная
Господа пойте
Две заутрени - Светлая заутреня в отрочестве
Две заутрени - Светлая заутреня в старости
На Пасхе
Пасхальные думы
В неделю жен-мироносиц
Почаев
Про Церковь настолько забыли...
Путь любви
Два путника
В день крещения

Москва

Под вековой стеной
Воспоминание о старой Москве
Памятник героям Плевны
В Успенском соборе - Святители
В Успенском соборе - Спас Ярое Око
В Успенском соборе - Андрей Рублев
Собор Василия Блаженного
Святая Русь
Московское предание
В новом районе
На московском асфальте
Москворецкие пляжи
Кто по Кремлю, как русский проходил...
Розовая акация
Открытие Москвы

Житейское море

Тюрьма (6 тюремных стихотворений)
Счастье
В борьбе за хлеб, в земной тревоге...
Сочельник
Я сижу один вечерами...
Бегут, бегут мои года...
Прозренье
Лешковская элегия
Дактили
Атомный век
21 июля 1969 года
Движение
Человек на Луне
Пророчески сбылись библейские слова...
Раздумья
Кибернетики дары
Физика
Ворона
Из дневника старика
Храни свое сердце от злой суеты...

Люди

Я не устану славить Бога...
Мы в огненном кольце... Людей терзает пламя...
Памяти отца
Молодость и старость
Сестра
В больнице
Старец Андроник
В Николин день
Покаяние
Голубой огонь
Послушник
Да, я травы простейший стебель...
Я был подвержен с детства...
Предупреждение
З.В.Пестовой
Что нужно уметь...
Зонт
Дети
Обручальные кольца
Колыбельная
Дочке
Перевод из Рюккерта
Явление счастья
Слава!
Новорожденному
Смотря на детей
Пчела
Маленькому брату
Ландыш
Мотылек
Путь познанья

Природа

Чтоб видеть Божью красоту...
Алкеева строфа
Планета Земля
Осанна!
Ночь под звездами
Так сердце выели печали...
Летний закат
Непогожее лето
Вечер
Закат
Утро майское
Сирень
Совет
Парафразы на М.Пришвина
Май в Лешкове
Творящая тишина
Московский садик
Домоседство
Мед бытия
Осенний сад
Бабочка
Ласка травы
Белая ветка
Вера Авраама

Заключение

Книга жизни почти дочитана...

Стихотворения, не вошедшие в сборник

Бродя во мгле, вдыхая гарь...
Сентябрь 1939-го
Выражаем благодарность Евгению Данилову и Василию Модилову, предоставившим материалы для страницы Александра Солодовникова
 

Александр Солодовников Александр Александрович СОЛОДОВНИКОВ
1893-1974

 

Александр Александрович Солодовников родился 24 июня (по старому стилю 12 июня) 1893 года в семье Александра Дмитриевича и Ольги Романовны Солодовниковых.

В мае 1912 года (19 лет) Александр Солодовников с отличием и золотой медалью окончил Императорскую Московскую Практическую Академию Коммерческих Наук и осенью 1912 года поступает на юридический факультет Московского Университета (ныне Московского Государственного Университета - МГУ).

1 марта 1914 года его призвали в армию, но в связи с учебой в МГУ, как свидетельствуют документы, он получает отсрочку до 1920 года. Когда началась Первая мировая война в 1914 году, Александр Солодовников, будучи студентом МГУ, начинает работать братом милосердия в лазарете Московской Практической Академии Коммерческих Наук - с сентября 1914 г. В феврале-марте он проходит дополнительное обучение на четырехнедельных курсах брата милосердия, которые заканчивает 18 марта, и до конца мая продолжает работать братом милосердия в Практической Академии.

В сентябре 1915 г. Александр Солодовников, продолжая учиться в МГУ, поступает работать в Московский купеческий банк, в котором он проработал до июня 1916 года, а затем стал готовиться к сдаче государственных экзаменов на юридическом факультете МГУ; 2 декабря 1916 года он получил удостоверение об окончании юридического факультета МГУ. Ему тогда было 23 года.

22 декабря 1916 года Александр Солодовников получает повестку-вызов на заседание комиссии для освидетельствования его к годности для военной службы, которое должно было состояться 30 декабря 1916 года в здании Московской Городской Думы (здание бывшего музея В.И.Ленина).

Семья его, состоящая из родителей, сестры Анны, 1894 г.р., младших братьев Николая, 1898 г.р., и Алексея, 1910 г.р. ( брат Георгий, 1895-97(?) г.р., умер от тяжелой болезни, предположительно, в1914 году), жила в доме № 12, в квартире 1 на Вознесенской улице (после революции переименованной в улицу Радио). Здесь Александр получил повестку явиться на заседание вышеупомянутой комиссии, которая признала его годным к военной службе. Свое отношение к этому он выразил в стихотворении:

 

"Malbrouk s`en va-t-en querre,
И ветер дует попутный.
Ах, дайте мне только веру,
Что это лишь сон минутный.
Ах, дайте мне только веру,
Что я еще дом узрею,
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И парус ползет на рею...
Malbrouk s`en va-t-en querre,
Гремя, упало забрало.
Ах, только б мою галеру
Надежда не покидала.
Ах, только б мою галеру
Лишить щитов и тарана.
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И молится у капелана.
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И лязгает меч угрюмо,
Ах, уголь, селитру и серу
Стащить бы в море из трюма.
Ах, уголь, селитру и серу
Отдать за рыбачьи сети...
Malbrouk s`en va-t-en querre,
И в гавани плачут дети..."

В январе 1917 года для прохождения военной службы его направляют в артиллерийское училище в г. Киев, где он служит прапорщиком 2-ой батареи I-ой запасной артиллерийской бригады.

9 сентября 1917 года он получает следующее предписание от полковника, командира I-ой запасной артиллерийской бригады: "... 13 сентября 1917 г. отправиться в действующую армию в распоряжение Дежурного Генерального Штаба Главнокомандующего армией Юго-Западного Фронта". Но так как в то время в связи с начинающейся революцией многие армии и дивизии уже не находились в назначенных местах своих дислокаций, выполнить это распоряжение он не смог и вынужден был оставаться в Киеве в условиях неопределенности до декабря 1917 г., после чего он фактически демобилизовался и приехал в Москву.

С января по август 1918г. Александр Солодовников занимался кандидатской работой на юридическом факультете МГУ.

2 сентября 1918 г. Александра Александровича, которому тогда было 25 лет, призывают уже в Красную Армию. 19 сентября 1918 г. на распределительном пункте в Москве он получает справку: "Уволен в отпуск на 3 месяца по состоянию здоровья". Однако уже через 2 месяца - 15 ноября 1918г. по приказу Реввоенсовета он получает военный билет и назначается помощником начальника отделения вспомогательных средств при интендантском крепоскладе в Москве. Всю дальнейшую военную службу вплоть до ее окончания в 1922 году он проходил там же.

В конце сентября 1919 года по какому-то вымышленному обвинению А. Солодовников был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где он пробыл более 6-и месяцев.

31 января 1921 г. Александр Александрович Солодовников был снова безвинно арестован и сослан в лагерь принудительных работ под Саратовом. Через 6 месяцев - 23 июля этого же года в связи с отсутствием виновности его освобождают, и он возвращается в Москву. В справке, которую ему выдали в лагере, указывается, что он проживает в г. Москве на Пречистенском бульваре (переименованном после революции в Гоголевский), в доме № 29, в квартире 25. Эту квартиру, по-видимому, тогда занимала вся семья Солодовниковых: Александр Александрович, его родители, два брата и сестра, в которую они переехали с Вознесенской улицы в период между 1916 и 1921 годами.

Вернувшись из Саратовской ссылки в Москву, Александр Александрович продолжает служить при интендантском складе. Закончив в 1922 году военную службу, не смотря на то, что он имел высшее юридическое образование, он поступает на работу бухгалтером в ЮЖРУСТО, так как интеллигенция в те революционные годы подвергалась дискриминации. В это время он состоит во Всероссийском Союзе Поэтов при Наркомпросе, о чем свидетельствует документ от 4 июля 1922 г. В то время ему было 29 лет.

В возрасте 30 лет - в 1923 году Александр Александрович женится на Нине Станиславовне Паутынской, которая на год младше его, и они вместе живут в семье Солодовниковых - на Гоголевском бульваре в доме № 29 в квартире 25.

Нина Станиславовна Паутынская родилась ровно через год после рождения Александра Александровича - 24 июня (по старому стилю 11 июня) 1894 года, в семье Станислава Максимилиановича Паутынского (1850 -1939г.г.) - сына поляка и турчанки, который был женат на Елизавете Эмильевне (1870 - 1942г.г.), бельгийке по происхождению. Нина Паутынская в 1904 году поступила в частную женскую гимназию Л.Ф.Ржевской и окончила курс из 7-и классов в 1911 году. В 1917 году она прошла обучение французскому языку и получила диплом со званием учителя французского языка. В 1917 году она поступает на I курс историко-филологического факультета МГУ, но, проучившись один год, в 1918 году в связи с революционными событиями вынуждена уйти из МГУ. Она поступает работать секретарем-машинисткой в канцелярию Морского Штаба, где работает до 1920 года. После этого она работает в различных учреждениях Москвы то машинисткой, то секретарем, то счетоводом и т.д.

Одновременно, в 1920 году она поступает в балетную студию Е.М.Виноградовой - Солпевской. Имеется удостоверение от 30 июля 1920 года о том, что "Н.С.Паутынская - балерина и член профессионального Союза работников Искусств", в который она вступила 14 октября 1920 года.

Молодые супруги после свадьбы, которая состоялась 29 марта 1923 года, прожили в семье Солодовниковых в квартире 25 до июля 1923 года, после чего они переезжают в квартиру 8 того же дома № 29 - в комнату площадью 19 кв. метров, которая, как указано в постановлении ЖЭКа от 30 июля 1923 года, "освободилась от жильца". Родители Александра Александровича, по-видимому, продолжали жить в квартире 25 . Александр Александрович вскоре после свадьбы написал следующее стихотворение:

 

"Купили кольца днем весенним,
И пела весело вода,
Что эти кольца мы наденем,
Как дети счастья - навсегда.
Ах, в этот день твой рот печальный
Улыбкой светлою расцвел.
Гряди, гряди в фате венчальной
И исцели меня от зол.
О, научи меня смеяться,
И петь, и плакать, и грустить,
Морским волнам, шутя вверяться
И по звездам блаженно плыть.
Купили кольца днем весенним
И пела весело вода,
Что эти кольца мы наденем,
как дети счастья - навсегда".

26 мая 1925 года у Александра Александровича и Нины Станиславовны родилась дочка Мариночка. 4 октября 1926 года, когда Мариночке было 1 год и 4 месяца, у них родился второй ребенок - Сережа.

В эти годы Александр Александрович живет в Москве и работает то бухгалтером, то экономистом финотдела, то юристконсультом, то руководителем финансового сектора - вплоть до октября 1938 года.

Зима 1927 года в Москве была очень тяжелой - квартиры не отапливались, был голод. Когда Сереже было 3 месяца, он простудился, заболел воспалением легких и умер 11 января 1927 года.

Мариночке, которой тогда было полтора года и которая, по рассказам близких, была очень ласковой и чуткой девочкой, Александр Александрович посвятил следующие стихи:

 

"О, Посылающий цветочку
Тепло, и солнце, и дожди,
Взгляни, Господь, на нашу дочку
И жизнь ее благослови.
Пусть перед нею мир, как новый,
Как первозданный расцветет -
Могучий бор темноголовый
И блеск небес, и говор вод.
Но мир узорною парчею
Да не закроет ей Тебя,
Пускай она горит душою,
Христа взыскуя и любя."

Александр Александрович пишет детские стихи для дочки Мариночке. В 1928 году он заключает несколько договоров с книгоиздательством Мириманова на печатанье этих детских стихов: "Дети", "Дети Японии", "Дети Китая", "Как ездят", "Домашние животные" и печатает стихи: "Медвежонок и футболист". Имеется присланное Александру Александровичу уведомление из Союза писателей СССР - из Всесоюзного управления по охране авторских прав о том, что на последнее стихотворение не заключен договор. Имеются также экземпляры этих книжек.

В 1931 году происходят грустные события - умирают родители Александра Александровича: 14 июня в возрасте 63 лет от инсульта умер его отец Александр Дмитриевич Солодовников, а через 3 недели в возрасте 58 лет 5 июля тоже от инсульта умерла его мать Ольга Романовна Солодовникова. В это время Мариночке было 5 лет.

Через 3 года после этих событий - в начале марта 1934 года Мариночка заболела скарлатиной, и ее увезли в инфекционную больницу. Там по недосмотру врачей ее положили в палату с мальчиком, больным тяжелой формой дифтерии. Она заразилась дифтерией и в возрасте неполных 9-и лет умерла - 26 марта 1934 года.

Александр Александрович очень любил дочку, крайне тяжело переживал ее смерть и написал такое посвященное ей стихотворение:

 

"С тех пор, как она на небо
Ушла в покой голубой,
Я понял - монашеский жребий
Предназначен мне был Тобой.
 
И уж не как летучее слово,
А как сердца живую боль,
Постиг я тщету земного
И земли настоящую соль.
 
И бессонное мое око
Обратилось уже навсегда
К живущим в лучах высоко,
Где блестит и моя звезда".

Три брата 1936 год. Вверху Алексей Солодовников, убит на фронте в 1941. Ниже Николай Солодовников, умер в тюрьме в Карелии в 1940. Внизу Александр Солодовников. За три года до лагеря. Двое первых нелегально приезжали в Москву из ссылки, тогда и был сделан этот снимок 1934 годом датирована первая рукописная тетрадь стихов А.А.Солодовникова.

Прошло 4 года. В 1938 году 9 октября Александр Александрович согласно практике происходивших тогда повальных арестов снова был арестован и в течение 6-и месяцев находился в московской тюрьме, после чего 27 марта 1939 года его полностью оправдали и освободили.

Однако, всего через полгода после освобождения - 21 сентября 1939 года Александр Александрович Солодовников опять был арестован и заключен в тюрьму "Матросская тишина". В течение 4 месяцев Нина Станиславовна не смогла получить о нем никаких сведений, и, будучи крайне взволнована, посылает в прокуратуру ходатайство с просьбой освободить мужа как не виновного. Ее ходатайство не было удовлетворено, и 17 апреля 1939 года Александр Александрович был осужден и сослан на 6 лет в концлагерь на Колыму, в Магаданскую область, на работу в молибденовых рудниках. Он прибыл в лагерь 19 июля 1940 года. В справке указано: "НКВДП, Северо-Восточные исправительно-трудовые лагеря, АВ/9, г. Магадан". После таких работ обычно почти все заключенные погибали, так как руда была радиоактивна. Чудом Александр Александрович остался жив. Он рассказывал, что во время его пребывания в лагере потерпел аварию летчик, который был тяжело ранен и в связи с этим помещен в больницу. Александру Александровичу поручили ухаживать за ним. Летчику полагался довольно значительный продуктовый паек, которым тот из благодарности и дружеской симпатии делился с Александром Александровичем в течение всего долгого периода своего выздоровления. Только благодаря этому Александр Александрович остался жив, так как в лагере в то время был голод.

Так случилось, что в заключении Александр Александрович пробыл весь период Великой Отечественной Войны (1941-1945г.г.) - с 1940 по 1946 годы, и, возможно, из-за этого, не будучи призван на войну, остался жив. Быть может, таким способом Бог уберег его от неминуемой гибели на фронте. В самом начале войны на фронте погиб его младший брат - Алексей Александрович Солодовников.

29 сентября 1946 года он был освобожден из лагеря, и после окончания срока заключения еще в течение 10 лет вынужден быть жить "на поселении" в Магаданской области в поселке Сеймчан.

Он пишет несколько стихотворений о тюрьме:

 

"Решетка ржавая, спасибо,
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Мной не владеют больше вещи,
Все затемняя и глуша.
Но солнце, солнце, солнце блещет,
И громко говорит душа.
Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие года.
Не напрягая больше слуха,
Что б уцелеть в тревоге дня,
Я слышу все томленье духа
С Еклезиаста до меня.
Спасибо, свет коптилки слабый,
Спасибо, жесткая постель,
Такую радость дать могла бы
Мне только детства колыбель.
Уж я не бьюсь в сетях словесных,
Ища причин добру и злу,
Но в ожиданье тайн чудесных
Надеюсь, верю и люблю."

В Сеймчане, 1955 год Здесь, имея большой музыкальный и артистический талант, он устраивается работать музыкальным руководителем Сеймчанского детского сада при Среднеканском районном отделе народного образования, участвует в спектаклях Сеймчанского дома культуры в качестве исполнителя ролей.

5 января 1956 года Александр Александрович получает извещение о своей реабилитации. Таким образом, все эти годы он провел в тюрьмах безвинно. 10 февраля 1956г. там же ему была назначена пенсия. В Сеймчане его очень полюбили, просили не уезжать и остаться жить и работать у них.

Однако, в марте 1956 г. Александр Александрович Солодовников покидает Магаданскую область и возвращается в Москву. Он едет из Сеймчана в Магадан, оттуда в порт Находку, а затем в жестком вагоне скорого поезда - в Москву!

Он приезжает на бывший Пречистенский, а теперь Гоголевский, бульвар, в квартиру 10 дома № 29 , где его ждет жена - Нина Станиславовна, и их жизнь в Москве продолжается. По-видимому, во время ссылки Александра Александровича Нина Станиславовна вынуждена была переехать из комнаты площадью 19 кв. метров в квартире 8 в маленькую 13-и метровую комнату квартиры 10 того же дома № 29 (от 5 марта 1963 года имеется жилищный договор, где указывается, что А.А.Солодовников и Н.С.Солодовникова проживают в кв.10 дома № 29). Они никогда не жаловались на тесноту и прожили в этой комнатке до конца своей жизни - еще около 10 лет.

После возвращения Александра Александровича в Москву они с Ниной Станиславовной жили дружно, в их семье была взаимная любовь и уважение. Он ласково называл ее "Ниниша". Утонченные черты лица Нины Станиславовны и ее большие синие глаза подчеркивали ее неповторимую индивидуальность. Она по мере сил заботилась об Александре Александровиче, и со всеми их родными и друзьями всегда была очень приветлива и радушна. Она в совершенстве знала французский язык и свободно читала на нем произведения художественной литературы.

Приехав в Москву, Александр Александрович встречается с родными и друзьями, которые были очень рады его возвращению. В том числе он неоднократно бывает в семьях Васильевых на улице Старой Басманной (переименованной после революции и называвшейся в тот период улицей Карла Маркса). Александр Александрович очень любил родной ему район Москвы - Старый Арбат, Гоголевский бульвар и посвятил ему некоторые свои стихи. Он очень любил детей, общение с ними, и работает в Москве музыкальным руководителем в детских садах, где на Новый Год сам выступает в костюмированной роли Деда Мороза, которая ему очень удавалась. Одновременно А.А.Солодовников продолжает писать стихи и составляет напечатанные на машинке и переплетенные сборники своих стихов и дарит их родным и друзьям. Конечно, о публикации его стихов в открытой печати или их публичном исполнении тогда и речи быть не могло , так как его творчество имело православную религиозную направленность. Он часто посещает храм Ильи Обыденного - недалеко от того места, где ранее находился разрушенный храм Христа Спасителя (в настоящее время восстанавливаемый).

Вот одно из его лучших стихотворений, отражающее его настроение в то время:

 

"Смотреть на мир - как это много!
Какая радость без конца!
Смотреть на мир и видеть Бога,
Непостижимого Отца.
По вере жить - как это много!
Не уклоняясь от креста,
По вере жить и славить Бога,
За нас распятого Христа.
В молитве быть - как это много!
Встречать сердечную весну.
В молитве быть и слышать Бога -
Святого Духа тишину."

Будучи чрезвычайно одаренным человеком, Александр Солодовников рано начал писать стихи. Одновременно он писал музыкальное сопровождение к ним и, обладая приятным голосом, сам исполнял их и аккомпанировал себе при этом на фортепиано.

Основными трудами Александра Александровича Солодовникова являются сборники стихов: "Слава Богу за все" и "Дорога жизни". Он написал также несколько пьес для домашних рождественских спектаклей : его тетрадь "Святки" содержит 5 пьес и предисловие автора. Вот эти пьесы :

1. Чудеса Деда Мороза.

2. Медальон васильковых глаз.

3. Сон в кукольной лавке.

4. Джон - веселое сердце.

5. Пенаты или похвала бабушкам, или духи дома.

Эти спектакли Александр Александрович устраивал вместе со своим братом Николаем Александровичем Солодовниковым на Пречистенском бульваре, на квартире родителей, где исполнителями ролей были родные и друзья Солодовниковых, а постоянной исполнительницей ролей девочки в пьесах была неизменно его дочка Мариночка. Спектакли проходили с 1922 по 1934 год и закончились со смертью Мариночки.

Будучи композитором, Александр Александрович написал ноты для своих песен и стихов: одна его нотная тетрадь содержит ноты для различных его песен, другая - ноты для песен из спектакля "Духи дома".

Александр Александрович Солодовников много работал по истории Москвы и написал несколько литературно-исторических очерков:

1. Архангельский собор, Москва, 1963г., 47 страниц.

2. Донской монастырь (прогулки по старому кладбищу), Москва, 1964 г., 44 страницы.

3. Сокровища Введенских гор, Москва, 1965г., 39 страниц.

4. Ваганьковские светильники , Москва, 1966г., 25 страниц.

5. Гребнево

Он написал также несколько коротких рассказов.

Александр Солодовников В 1969 году некоторые его произведения, являющиеся большой художественной и культурной ценностью, были записаны в исполнении Александра Александровича Солодовникова и под его собственный аккомпанемент на пианино - на фонограмму (на магнитофоне "Днепр"). Было записано 25 его песен, пьеса "Духи дома" и 3 его стихотворения в его исполнении *.

Скончался Александр Александрович Солодовников 16 ноября 1974 года. Через два года - 4 июля 1976 года скончалась его жена -Нина Станиславовна. Оба они похоронены на Ваганьковском кладбище. Александр Александрович похоронен рядом с могилой своих родителей, Нина Станиславовна - неподалеку от могилки их детей - Мариночки и Сережи. Таким образом, они сами вошли в число тех Ваганьковских светильников, о которых писал поэт.

Вся жизнь Александра Александровича Солодовникова была проникнута светлым настроением, любовью к Богу и людям, основанной на христианской православной вере. В его творчестве чувствуется любовь к природе и музыкально-художественное восприятие окружающего.

При жизни А.А.Солодовникова были опубликованы только его стихи для детей, о которых упоминалось выше; до последнего времени он состоял членом Российского авторского общества. Его двоюродная сестра Зоя Романовна, артистка, иногда читала некоторые, самые "нейтральные" его стихи по радио. И только через 15 лет после его смерти - с 1989 года , после Горбачевской перестройки, ценители поэзии Александра Александровича Солодовникова отважились начать публикацию его стихов. Так, некоторые из его стихотворений и произведений в прозе были опубликованы в журналах: "Новый мир"(1989 г.. № 8), "Наш современник" (1990 г., № 9), "Московский" (1992 г., № 3), "Кормчий" (1996 г., № 2) и других..

В 1988 и 1989 годах в Москве состоялись вечера поэзии А.А.Солодовникова; в 1993 году в связи со 100-летием со дня его рождения в эфир на телеканале РТР вышла телевизионная передача "В светлом саду Христианства" , посвященная его жизни и творчеству.

В 1999 к 25-летию со дня смерти прошли вечера в Зверевском центре и Музее Аксаковых.

Александр Александрович Солодовников - замечательный поэт двадцатого века. Некоторые его стихи по художественной красоте и высокому духовному содержанию можно поставить в один ряд с произведениями классиков русской поэзии. Хочется надеяться, что публикация произведений А.А.Солодовникова будет продолжена.

___________

* Мы планируем опубликовать некоторые из этих звукозаписей на нашем сайте

 

6.06.1999г.
А.П.Шпакова (Васильева)


 

"ПУТЯМИ СКОРБИ И ЛЮБВИ:" Поэт Александр Солодовников

 

В России в ХХ веке происходило явление, которое всего уместнее определить как процесс богоборчества, процесс отпадения от духовных святынь Христианства.

И сегодня мы зримо наблюдаем результаты этого процесса.

Процесс богоборчества в России в ХХ веке неотделим от разгрома и истребления великой русской христианской культуры.

Начавшись с уничтожения храмов, убийств и арестов священников, он, т.е. процесс богоборчества вполне естественно подошел к запрету самого слова Бог в литературе.

Как реакция на этот запрет, с началом гонений на Церковь, сразу же возник и христианский Самиздат, который существовал во все годы гонений.

Возник, следует отметить, задолго до возникновения политического Самиздата, рождение или скорее возрождение которого принято связывать с либеральными веяниями периода хрущевской "оттепели".

Стихи Александра Солодовникова, с легкой руки друга и наставника поэта, профессора-химика и оригинального русского богослова Николая Евграфовича Пестова (книги его сейчас довольно активно издает издательство "Сатис"), попали в христианский Самиздат еще в 60-е годы, сразу же сделав имя поэта известным среди русских православных людей.

Из Самиздата попали они и в журналы Русского Зарубежья.

Однако увидеть свои произведения опубликованными в России автор так и не успел.

Лишь спустя 15 лет после смерти Александра Солодовникова стало приходить к широкому читателю творчество поэта: и за последние 10 лет вышло несколько десятков публикаций в самых разных изданиях, в 1996 году во втором выпуске церковного журнала "Кормчий" был опубликован один из вариантов его сборника "Слава Богу за всё!"

Сегодня как никогда именно такая поэзия нужна погрязшей в забвении Бога России.

Трагически, но, впрочем, достаточно обыденно для россиянина, живущего в ХХ веке, складывался жизненный путь поэта.

Родился он 12 июня (по старому стилю) 1893 года, в один день с Пушкиным, в семье преподавателя правоведения, Александра Дмитриевича Солодовникова.

Мать, Ольга Романовна, происходила из рода заводчиков Абрикосовых. Ее дед, Алексей Иванович Абрикосов (1824 - 1904), был владельцем кондитерской фабрики, ныне это фабрика имени Бабаева.

Поэт закончил Московский Коммерческий Институт, затем учился на юрфаке МГУ, в дальнейшем работал над диссертацией. Все перечеркнули война и революция. Как вольноопределяющийся вместе со своим военным училищем поэт оказался в Киеве, где его и застала революция. В Москву он вернулся только в конце 1918 года.

Чем он занимался в Киеве, не прояснено до конца до сих пор. По одним сведениям, не поддавался на уговоры ни одной из сторон, и в боевых действиях начинавшейся гражданской войны участия не принимал. По другим повоевал у белых, но этот факт своей биографии в дальнейшем естественно не афишировал, как скажем и М.А.Булгаков.

Если же говорить о духовной трансформации Александра Солодовникова в это время, то скажем в 10-е гг. это франт, аристократ, ловелас, любимец женщин, человек, ходивший со стэком (так было кстати и в конце его жизни), завзятый театрал, сам игравший как любитель в театре.

Если бы не революция, ему светило бы абсолютное благополучие и адвокатура.

И - еще одна черточка - в 18 году, вернувшись из Киева в Москву, он работает над своей кандидатской диссертацией по юриспруденции.

Т.е. как я понимаю он просто еще ничего не понял, не осознал, что права и закон в России приказали долго жить. Хотя возможно это была реакция на окружающее сумасшествие, своего рода вольтеровское <каждый должен возделывать свой сад>.

В те годы - 10-20-е он писал весьма недурные стихи, но такие стихи все-таки писали многие. И он вполне мог бы повторить трансформацию в поэзию Зенкевича, Георгия Шенгели, Георгия Чулкова или Мариэтты Шагинян, которая начинала с неплохой философской лирики, а кончила книжками о Ленине.

Но примерно в возрасте Христа в его биографии произошло следующее. Он был арестован и около двух лет провел в тюрьме. В Лубянской тюрьме ВЧК и в Саратовском централе. Это переживание сильно открыло ему глаза и как я понимаю превратило его в истинного христианина в жизни, творческий же путь его поворотился к духовной поэзии. В принципе в 19 году на свет Божий явился новый человек. <Но сквозь утраты и печали растет духовный человек:>, - как он похже скажет в одном из стихотворений. Он и стал таким духовным человеком. Так что дальнейший путь скорбей, концлагерь и жизненные потери явились естественным продолжением 19 года. И как поэт он продолжал эту линию становления себя как духовного поэта. Скажем, духовный поэт Александр Силин, о котором А.И.Солженицын пишет в "Гулаге", стал верующим и духовным поэтом в 40-е гг. в лагере. Солодовников тоже стал глубже и сильнее веровать в лагере - как он сам позже говорил, но эта его трансформация началась с ареста 19 года. В период первого ареста им было написано около 40 замечательных стихотворений, частью вошедших в т.н. <тюремный цикл>, в том числе и знаменитая "Решетка", и стихотворение "Молитва".

 

Я ношусь облетевшим листом
По долине безрадостно снежной...
Помяни меня в Царстве Твоем
Иисусе, печальный и нежный.

Вспомнив лик свой младенческий, прежний,
Мне бы вновь заструиться теплом...
Иисусе, печальный и нежный,
Помяни меня в царстве Твоем.

Мне бы сердцем пожить, не умом,
Простотою, с неведеньем смежной...
Помяни меня в царстве Твоем,
Иисусе, печальный и нежный.

Солодовников был человеком христианского возрождения, но жить и творить ему пришлось в те достаточно мрачные времена, которые Николай Бердяев называл <новым средневековьем>, а исповедание Христа являлось делом предосудительным и подсудным.

Учитывая к тому же, что взглядов своих он особенно не скрывал, в 30-е годы не сесть он не мог. В 1939 году его арестовали по обвинению в связях с заграницей: в Канаде в это время жила его сестра Анна (выступавшая на оперной сцене под именем Анны Юргенс).

Срок дали по тем временам детский - всего 7 лет. Все их он отбыл на Колыме, там же, в местечке Сеймчан, остался на поселении, где работал в детском саду.

Вернувшись в Москву уже после реабилитации, в апреле 1956 года, собрал свои стихи в несколько машинописных сборников - наиболее известны "Слава Богу за все!" и "Дорога жизни".

Писал и церковно-археологическую прозу, в частности посвященную Московскому некрополю и людям святой подвижнической жизни, погребенным на московских кладбищах.

Умер в преклонном возрасте, 16 ноября 1974 года, оплакиваемый всеми, кто его знал и любил. А таковых было немало. Погребен на Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения Словущаго.

"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим".

Не случайно именно эти слова из Священного Писания поставил Александр Александрович в качестве эпиграфа к одному из самых своих замечательных поэтических циклов "Тюрьма".

Ибо путь христианина на Земле есть путь страдания и скорби; но в России этого века - это еще и путь со-распятия со Христом.

Всем своим творчеством утверждает поэт приоритет высших, духовных ценностей над временными и земными.

Те лучшие черты, которые всегда были свойственны русскому национальному характеру, такие как духовное смирение, богобоязненность, незлобивость, незлопамятливость, нестяжание материальное и стяжание духа святого были воспеты поэтом, который сам прошел буквально через горнило страданий, но не сломался, не озлобился и не изменил Христу.

Краеугольный камень поэзии Александра Солодовникова - это христианское смирение.

Недаром писал он в одном из своих замечательных стихотворений 30-х годов:

 

...Из рук Твоих любую муку
Покорно, Господи, приму.
С ребенком смертную разлуку,
Темницу, горькую суму.
И, если лягу без движенья,
Когда я буду слеп и стар,
Сподоби даже те мученья
Принять, как благодатный дар.
Как Ты решаешь, так и надо.
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь на свет и радость
Путями скорби и любви.

Конечно Александр Солодовников не просто поэт, а поэт-духовидец, один из вестников Царства Божия. Потому что оно созидается все время, в душе каждого из нас.

Именно поэтому поэзия его не устаревает, в отличии от очень многих других авторов.

 

Не думай, что Божье творенье застыло
На том, что мы видим, на том, что мы знаем.
Неистощима Отчая сила,
Живем мы над зыбким, изменчивым краем.
Человек, как созданье, не завершен,
Бессмертной душою он в рост устремлен,
И должен дозреть до положенной меры
Перед вступлением в новую эру.

Несмотря на весь трагизм жизни поэта, поэзии его свойственна высокая просветленность духа, отмеченность благодатью Божией; вся она утверждает победу Жизни Вечной над Смертью, воистину напоена радостью пасхальной.

Явственно и внятно видишь, узнав поближе его творчество, что душа Александра Солодовникова - одна из самых совершенных душ.

Души таких людей и сегодня спасают Россию своим заступничеством и предстательством пред Господом.

Евгений ДАНИЛОВ


Список поэтов в этом разделе: С.А. Есенин, С.С. Бехтеев, И.А. Бунин, А.С. Хомяков, Н.В. Карташёва, К.Романов (К.Р.), М.Ю. Лермонтов, А.И. Несмелов, А.Н. Плещеев, иеромонах Роман, А.С. Пушкин, Н.М. Рубцов, А.А. Солодовников, Ф.И. Тютчев,
 
Искомое.ru
Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100