Rambler's Top100
На главную страницу О сайте    Музыка    Поэзия:    
Избранные стихотворения
 
Монастырь (За горами, за желтыми долами)
Письмо к матери
Калики
Гой ты, Русь моя родная...
Молитва матери

Сергей Александрович Есенин

3 октября 1895 г. - 110 лет назад родился великий русский поэт Сергей Александрович ЕСЕНИН

Сергей Есенин - самый национальный и задушевный поэт ХХ века, певец не избяной Руси, а многовековой земной и небесной России. Когда он, самородок, "Божья дудка", как сам себя называл, утверждал в столичных салонах: "Я последний поэт деревни", то имел в виду не столько свою родословную внука крестьянина и сына торговца из Замоскворечья, сколько глубинную связь с коренной, исконной, преобладающей Россией, которая подошла при нём не к обещанным вратам рая, а к "погибельному краю пропасти".

Всенародно любимый поэт Есенин полностью вернулся к русскому человеку на том рубеже, когда страна, преодолев страшные революционные потрясения, разруху и безверие, победила в самой кровопролитной войне и выиграла атомно-космическое противостояние с Западом.

Нельзя нам, пережившим вторую антирусскую революцию, не видеть, что борьба была беспощадной, что пик революционного варварства и классовой ненависти пришёлся на те годы, когда творил Есенин, а культурой распоряжались тогдашние "постмодернисты" в кожанках, презиравшие традиционную, крестьянскую и православную Россию и неистово осуществлявшие мировую революцию - первоначальный проект "глобализации".

Когда Есенин живописует своего жеребёнка, который отчаянно скачет и не может угнаться за стальной конницей, он не столько о смене производственных отношений и урбанизации печалится, сколько осознаёт, что иссякает тягловая сила первозданной поэзии, размываются вечные нравственные и образные воззрения. Но согласитесь, что жеребёнок этот по-прежнему трогает душу. Вот почему новые комиссары в элегантных куртках усмехаются: да бросьте вы сострадать, пристрелите этого проигравшего жеребёнка или отдайте в элитную конюшню, чтобы его в дрожках бегать научили да выставили на президентские скачки.

"Вглядитесь в календарные изречения Великороссии, - не сдается Есенин, - там всюду строгая согласованность его с вещами и с местом, временем и действием стихий. Все эти "Марьи зажги снега, заиграй овражки", "Авдотьи подмочи порог" и "Федули сестреньки" построены по самому наилучшему приему чувствования своей страны (выделено мной. - А.М.).

У собратьев моих нет чувства Родины во всём широком смысле слова, поэтому у них так несогласовано всё. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния". Ведь это сказано как будто про современную приговщину и ерофеевщину, не сходящие с телеэкрана, про всех современных делателей культуры, начисто лишённых чувствования своей страны! Да и своей ли...

Сергей Есенин не стремился к западным подачкам, изданиям и грантам, поэтому трезво смотрел на Германию и США, судил о них, не заискивая и не ища запасных аэродромов. Он подивился бы, что наши главные пропагандисты снова "приехали из Мелитополя и Веймара", посмеялся бы над безбожником Познером, который не знает, по собственному признанию, американец ли он, француз или русский: "Но меньше всего третье - это точно!"

В статье "Быт и глубь Штатов" Есенин приводит ряд любопытных выводов и характерных наблюдений: "Искусство Америки на самой низшей ступени развития. Там до сих пор остаётся неразрешённым вопрос: нравственно или безнравственно поставить памятник Эдгару По (?)... Со стороны внешнего впечатления в Америке есть замечательные курьёзы. Так, например, американский полисмен одет под русского городового, только с другими кантами.

Этот курьёз объясняется тем, что мануфактурная промышленность сосредоточена главным образом в руках русских евреев. Наши сородичи, видно из тоски по родине, нарядили полисмена в знакомый им вид формы.

Для русского уха и глаза вообще Америка, а главным образом Нью-Йорк на 30 процентов еврейский город. Евреев главным образом загнала туда нужда скитальчества из-за погромов.

 

В Нью-Йорке они осели довольно прочно и имеют свою жаргонную культуру, которая ширится всё больше и больше".

Эта жаргонная еврейско-американская культура достигла наших берегов и, более того, стала светочем и образцом для многих российских деятелей культуры, а вернее, делателей постмодернизма и попсы во всяком виде - от дамских романов до уродующих Москву скульптур. Но нет пророка и в своем отечестве, захваченном экстремистами и ненавистниками России.

Создав в 1923 году поэму "Страна негодяев", Есенин подписал себе смертный приговор, безоглядно вскрыв суть и устремления главных её закоперщиков вроде комиссара Чекистова:

Я гражданин из Веймара

И приехал сюда не как еврей,

А как обладающий даром

Укрощать дураков и зверей.

Я ругаюсь и буду упорно

Проклинать вас хоть тысячи лет,

Потому что...

Потому что хочу в уборную,

А уборных в России нет.

Странный и смешной вы народ!

Жили весь век свой нищими

И строили храмы Божии....

Да я б их давным-давно

Перестроил в места отхожие.

Так и поступали чекистовы, которые хотели укротить этот "странный народ", этих "смешных дураков", строивших храмы и певших ветровые песни. На месте взорванного храма Казанской иконы Божией Матери, напротив ГУМа, был огромный общественный туалет. Фашисты, эти новые "европейские цивилизаторы", устраивали в храмах конюшни и отхожие места. Сейчас, правда, больше вспоминают, что они в политических целях разрешали службы в закрытых большевиками храмах, но доподлинно известно, что только в Подмосковье фашисты взорвали грандиозный Ново-Иерусалимский монастырь и более 50 храмов.

У Есенина и бандит Намах непонятной национальности выступает как носитель либеральных ценностей, идейный борец с затхлым миром "граждан и жителей":

Это всё твари тленные!

Предмет для навозных куч!

А я - гражданин вселенной,

Я живу, как я сам хочу!

Ныне граждане вселенной, владельцы особняков в Испании и футбольных клубов в Англии, носители одной либеральной идеи, двойного гражданства и тройной морали, правят в "этой стране" бал, обличают замшелость и национализм русских писателей.

Наших великих поэтов всегда обвиняли в ретроградстве, в архаизме, в неприятии революционных преобразований (Пушкин-де стал монархистом и державником, Некрасов поверил в золотое сердце народное, крестьянские поэты цеплялись за старый кулацкий быт). Но гении держались за родную почву, за божественную стезю, даже вовлекаясь в безоглядное движение к будущему:

"...Прав поэт, - восклицал Есенин, - истинно прекрасный народный поэт, Сергей Клычков, говорящий нам, что:

Уж несётся предзорняя конница,

Утонувши в тумане по грудь,

И березки прощаются, клонятся,

Словно в дальний собралися путь.

Он первый увидел, что земля поехала, он видит, что эта предзорняя конница увозит её к новым берегам, он видит, что берёзки, сидящие в телеге земли, прощаются со старой орбитой, старым воздухом и старыми тучами".

Даже в этой программной статье "Ключи Марии" (1918) Сергей Есенин остается поэтом: "берёзки в телеге земли", но твёрдо ведёт свою мировоззренческую линию, яростно споря с теми, кто устремлен "только в одно пространство чрева": "Они хотят стиснуть нас руками проклятой смоковницы, которая рождена на бесплодие; мы должны кричать, что все эти пролеткульты есть те же самые по старому образцу розги человеческого творчества". Он убежден, что "человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определенный круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты. Во всяком круге она шумит, как мельничная вода, просасывает плотину, и горе тем, которые её запружают, ибо, вырвавшись бешеным потоком, она первыми сметает их в прах на пути своём. Так на этом пути она смела монархизм, так рассосала круги классицизма, декаданса, импрессионизма и футуризма, так сметёт и рассосёт она сонм кругов, которые ей уготованы впереди".

Да, народная душа прорвала плотину, грубо насыпанную чекистовыми, рассосала даже круги сталинского классицизма, но попала в новый сонм кругов, в удушающие объятия проклятой бесплодной смоковницы. Рассосёт ли она завалы пошлости, чистогана, цинизма, вырвется ли, сметая в прах всех новоявленных комиссаров и футуристов-постмодернистов?

Есенин верил, что сметёт и рассосёт. Проникнемся этой уверенностью и - да поможет нам Бог...

Александр Александрович МОСКАЛЁВ, кандидат филологических наук
с. Константиново
Источник: Русский дом

Список поэтов в этом разделе: С.А. Есенин, С.С. Бехтеев, И.А. Бунин, А.С. Хомяков, Н.В. Карташёва, К.Романов (К.Р.), М.Ю. Лермонтов, А.И. Несмелов, А.Н. Плещеев, иеромонах Роман, А.С. Пушкин, Н.М. Рубцов, А.А. Солодовников, Ф.И. Тютчев,
 
Искомое.ru
Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100