Rambler's Top100
На главную страницу О сайте    Музыка:     Поэзия
Слайд-фильмы о Валааме
(в формате RealVideo)

· На музыку "Агни Парфене"
· На музыку "Душе моя, душе, что спиши"

Фильмы с титрами на английском языке

Се Жених грядет
Се жених грядет Киевский распев, 2.14min 1057 кб
О Тебе радуется Греческий распев 877 кб
Тебе Одеющагося Болгарский распев 2888 кб
Свете Тихий Валаамский распев, 2.36min 1222 кб
Честнейшую Валаамский распев, 4.06min 1922 кб


Воскресения День
Пасхальный канон Греческий распев 1196 кб
Песнь 1 Греческий распев, 3.51min 1808 кб
Ипакои Знаменный распев 1073 кб
Песнь 9 Греческий распев 3439 кб
Икос Греческий распев, 1.35min 746 кб
Пасхальные антифоны
Антифон I Валаамский распев 662 кб
Антифон II + Единородный Сыне Валаамский распев
Антифон III с Пасхальными тропарями Валаамский распев 1074 кб


Северный Афон
Агни Парфене Преподобный Нектарий Аэгинский 3483 кб
Стихира 9-го часа Рождественского сочельника Глас 6-й, знаменный распев 2297 кб
Милость мира Напев Ильинского скита на Афоне 2822 кб
Взбранной воеводе, глас 8 Византийский распев, 1.21min 639 кб
Кондак Великого канона Андрея Критского, глас 6 Византийский распев, 2.21min 1116 кб
Царю небесный, глас 6 Знаменный распев, 2.06min 964 кб


Taste The Fountain Of Immortality
Meet It Is Written by Tsar Theodore, 2.27min
Paschal Antiphons With Troparia  
O Come Let Us Worship Georgian Chant, 2.48min
Receive The Body of Christ Georgian Chant, 2.52min


Сокровенный путь
Величание прпп. Сергию и Герману Валаамским Знаменный распев, 0.42min 758 кб
Иисусова молитва Знаменный распев, 0.58min 457 кб
Стихира на хвалитех 5-й недели Великого поста Знаменный распев с иносом 1512 кб
17-я кафизма Знаменный распев 6101 кб
Объятия отча Знаменный распев, 3.44min 1751 кб
Стихира на погребение монахов Знаменный распев, 2.38min 1235 кб


Вонми, небо
Кондак Вел. покаянного канона прп. Андрея Критского Знаменный распев, 2.43min 1281 кб
Приидите вси русстии собори Знаменный распев 1744 кб
Приими мя пустыня Знаменный распев 2168 кб
На путь бо иду Знаменный распев, 2.11min 1027 кб
Аще бы ведала, душе Знаменный распев, 4.22min 2052 кб
Очистим себе, братие Знаменный распев, 2.22min 1116 кб


Благословенная суббота
Благообразный Иосиф Болгарский распев, 5:10 2432 кб
Славник на хвалитех, глас 8 Знаменный распев, 2:28 1153 кб
Воскресни, Боже Знаменный распев, 0:50 378 кб
Не рыдай мене, мати, глас 6 Знаменный распев, 1.55min 900 кб
Трисвятое Валаамский распев, 1.23min 658 кб


Дом Пресвятой Богородицы
Архангельский глас Знаменный распев 375 кб
Ангел вопияше Знаменный распев, 2.27min 1146 кб
Приидите, поклонимся Картолино-Кахетинский распев, 1.17min 595 кб


Постная Триодь I
Неделя блудного сына. На реках Вавилонских, гл. 8   2429 кб
Неделя сыропустная. На вечерни. 2-я стихира на Господи воззвах, гл. 2   855 кб


Постная Триодь II
Неделя 1-я Святого Поста. О тебе радуется, гл. 8   1195 кб
Неделя 3-я Св. Поста. 3-я стихира на Господи воззвах, гл. 5   1251 кб
Неделя 4-я Святого Поста. Повеленное тайно, гл. 8   863 кб


Стастная седмица и Цветная Триодь
Неделя Ваий, в тойже день на вечерни. И ныне на стиховне, гл. 3 1:47 810 кб
Великий понедельник. Светилен 1:44 775 кб
Пасха. Тропарь 0:38 275 кб
Неделя всех Святых. Тропарь, глас 4 1:21 655 кб


Валаамское Монашеское правило
Акафист Божией Матери 10 мб 10711 кб

Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского
Ставропигиального мужского монастыря

Регент - иеродиакон Герман (Рябцев)

Хор братии Валаамского монастыря

ГИМН ДРЕВНЕМУ ЗНАМЕНИ

По мнению современного церковного человека, знаменный распев более всего уместен в период пения постной триоди, т. е. Великим постом. Это, конечно, заблуждение, но в нем есть свой резон. Великий пост - это время покаяния, время возгревания в глубине сердца особого покаянного чувства. Знаменное же пение сугубым образом способствует такому состоянию души: поддерживает, успокаивает. более доступным делает содержание молитвы. Происходит это не только за счет внешней формы - как-то: монодийности, т. е. одноголосия или остановки мысли на ключевых словах молитвы в виде продолжительных мелодических узоров. Главным является скорее дух древнего благочестия, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви. В "золотые" времена Святой Руси, в эпоху прп. Сергия Радонежского и его учеников, когда подвиг благочестия был нормой жизни, никакого пения, кроме знаменного в Русской Церкви не существовало.

Гимнографическое творчество отцов Церкви вплоть до XVII века никогда не ориентировалось на западные образцы, даже если они были весьма удачны в музыкальном плане. Основной целью было сохранение православного духа.

Музыка - самый абстрактный вид искусства, в нем нет конкретного образа. Музыка таинственным образом передает настрой души, то состояние духа, какое вложено было автором в его произведение. Если учесть, что церковное творчество в основе своей является соборным, тогда становится понятным, почему церковное пение так важно для богослужений. Не отвлекая внимания молящегося от слов молитвы, знаменное пение, напротив, помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, но только не путем исполнительских приемов, как: громогласность, мелизматика или сольные партии. В древнем знамени есть нечто другое: строгость мелодизма, глубоко и тщательно продуманная музыкальная форма, выстроенная древними гимнографами с единственной целью - помочь в сопереживании слов молитвы. Взаимоотношения знаков-знамен и попевок глубоко символичны. Даже сам звукоряд имеет троичную символику. Степенность и красота распева не дает рассеиваться уму, но помогает молящемуся видеть, что у него происходит в сердце, что происходит в мыслях. Знаменное пение помогает собрать всего себя для молитвенного предстояния перед Богом. Каждый знак (знамя, отсюда название - знаменный) знаменной нотации - это целый образ, который означает несколько смысловых уровней, что совершенно отсутствует в западной нотации. Знамя или попевка говорят нам, куда должен быть направлен наш умный взор, какой настрой души должен у нас быть, какие имеются интонационные особенности и наконец - какой музыкальный материал в них заключен. Если сравнивать древнерусскую традицию с византийской. то даже в этом случае знаменный распев никак не уступает византийскому по силе и глубине религиозного чувства.

В конце XVII - начале XVIII веков западное влияние стало распространяться в церковных кругах настолько сильно, что к концу прошлого века партесное пение стало почти повсеместным. Исключение составляли, может быть, несколько монастырей, в том числе и Валаамская обитель, где хоть как-то пытались сохранить древнерусскую национальную традицию церковного пения. В нынешние времена Валаамская братия имеет то же тщание, что и наши отцы и, возможно, на данный момент Валаам является, к сожалению, единственным большим русским монастырем, где поют только знаменным распевом, за редким исключением в виде небольших вкраплений в праздничные службы, украшения ради, родственных распевов: византийского, болгарского, и др.

Валаамская обитель сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Огромную помощь в изучении древнего знамени оказывают нам её преподаватели, неутомимые исследователи церковно-певческой традиции А. Н. Кручинина, З. М. Гусейнова.

 
При составлении коллекции использованы альбомы: 

"Се жених грядет"
 Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994г.  
Обиходные песнопения Валаамского монастыря.


"Воскресения день" 

Хор братии Валаамского монастыря. 1995г. 
Пасхальные песнопения.


"Северный Афон"              
Хор братии Валаамского монастыря 1995г. Альбом "Северный Афон" - это соединение в единое целое двух родственных традиций нашей Греко Российской Православной Церкви. Монашеское пение отличается тихостью, иногда безыскусностью но всегда искренностью каждого певаемого слова.


Album in English 
"Taste The Fountain Of Immortalitiy"

Valaam Brotherhood Chor, directed by Monk Herman 1996 year.


"Сокровенный путь" Иерод. Герман 1997г. 
Альбом "Сокровенный путь" - это попытка показать внутреннюю, духовную сторону монашества, как крестного пути, и сделать это в музыкальных образах древних церковный песнопений, взятых из певческих рукописей XVI-XVII вв.


"Вонми, небо…" Иеродиакон Герман 1998г. 
Покаянные стихи на 8 голосов Знаменного распева XVII в. Когда проходит период "первой благодати", которой сподобляется человек в начале своего пути к Богу, тогда попускает Господь испытания самые тяжкие и самые важные, именуемые у святых отцов как "богооставленность". Это Господь проверяет нашу преданность к Нему, нашу любовь. И хотя это время кажется нам невыносимо болезненным и мрачным, тем не менее "Се время благоприятное, се время покаяния".


"Благословенная Суббота" 

Иеродиакон Герман 1999 г.
(Реставрированная запись 1996 года)


"Дом Пресвятой Богородицы" 

Иеродиакон Герман 1999 г.
(Реставрированная запись 1997 года)


"Постная Триодь", диски I и II

Иеродиакон Герман 1999 г.
(Реставрированная запись 1997 года)


"Страстная седмица и Цветная Триодь"

Иеродиакон Герман 1999 г.
(Реставрированная запись 1997 года)


"Валаамское монашеское правило"

Иеродиакон Герман 1999 г.